Синдром белого халата – реальность, которую надо учитывать

Новое исследование американских медиков свидетельствует о том, что для постановки диагноза артериальной гипертензии и контроля кровяного давления следует руководствоваться не только значениями, полученными в кабинете врача, но и «домашними» цифрами.

Ученые из медицинского центра при университете Дюка (Duke University Medical Center) напоминают о том, что на показатели артериального давления как при первичном осмотре, так и у больных с установленным диагнозом артериальной гипертензии оказывает большое влияние само пребывание в кабинете врача, что приводит к неверной оценке состояния пациента и назначению ему некорректного лечения.

Авторы наблюдали 444 пациента с установленным диагнозом «артериальная гипертензия» на протяжении 18 месяцев. Артериальное давление у участников эксперимента измерялось во время регулярных посещений врача, кроме того, пациенты проводили регулярные измерения давления в домашних условиях и время от времени медики получали значения их кровяного давления в клинике путем многократных измерений с пятиминутными интервалами.

Исследователи установили, что однократное измерение давления при посещении врача соответствовало реальному состоянию больных (наличие эффекта от назначенных лекарств или его отсутствие) лишь в 33% случаев.

Таким образом возникала опасность неадекватного повышения дозы регулярно принимаемых препаратов или назначения дополнительных лекарств или неоправданной замены препарата, который в действительности оказывал необходимое терапевтическое воздействие.

«Артериальное давление может меняться ежечасно изо дня в день, оно способно почти мгновенно достичь очень высоких значений под воздействием стресса, которым является визит к врачу. В подавляющем большинстве случаев врач принимает решение о состоянии пациента на основании одного-двух его посещений. Это дает искаженную картину реального состояния больного. Между тем, только многократные измерения давления в разных условиях способны дать точную картину», – предупреждает профессор Бенджамин Пауэрс (Benjamin Powers), руководитель исследования.