Для малыша конфета перед уколом не утешение, а болеутоляющее лекарство

Стены детских поликлиник регулярно оглашаются плачем и криками малышей, которых матери привели для вакцинации либо для сдачи анализа крови. Инъекции причиняют неизбежную боль, но она будет ощущаться меньше, если дать малышу что-нибудь сладкое.

Правда, ученые из Иордании, обнаружившие, что сладкое лакомство перед инъекцией или болезненной процедурой, повышает у детей болевой порог, подчеркивают, что это только предположение – маленькие участники исследования не могли сами описать степень болевых ощущений, так как еще не научились говорить.

Однако исследователи ориентировались на довольно точный косвенный показатель – продолжительность плача в отсутствие сладкого «анальгетика» и после его приема.

Исследование имеет вполне практическое значение: в большинстве стран мира ребенок в период от рождения до достижения возраста 18 месяцев получает в среднем 15 инъекций. И каждая такая инъекция причиняет маленькому человеку боль и страдание, сопровождаемые плачем, иногда продолжительным – когда уже не больно, но все еще обидно и страшно. Любая возможность снизить ощущение боли и переживаемый стресс не должна игнорироваться ни врачами, ни родителями.

При этом надо помнить, что многие инъекции и процедуры действительно являются очень болезненными – например, проба на фенилкетонурию, кровь для которой берут из пятки младенца с помощью прокола.

Авторы, сотрудники Национального университета Иордании (Jordan University) анализировали результаты 14 ранее опубликованных работ на эту же тему и подытожили их данные.

Среди малышей, которым перед прививкой или инъекцией лекарственного препарата давали несколько капель сладкого раствора, число тех, кто вообще не плакал, увеличивалось в среднем на 15-20% по сравнению с группой, которой раствора глюкозы не давали.

А среди тех, кто все же начинал плакать, продолжительность плача сокращалась в среднем на 25-30%.

«Теперь необходимо установить наиболее оптимальные с точки зрения обезболивания концентрации сладкого раствора, его количество и способ применения (в виде капель, сиропа или небольшого леденца)», – заключает руководитель этого исследования профессор Манал Кассаб (Manal Kassab).