Страшная эпидемия чумы, которая в XIV веке ежегодно на протяжении не менее 5 лет уносила жизни миллионов европейцев, была вызвана необычным штаммом возбудителя этого недуга. Сейчас этот штамм исчез, но кто знает, не повторится ли мутация вновь?..
И в наши дни, несмотря на все успехи медицины, «черная смерть», чума напоминает о себе – ежегодно в мире заболевает различными формами чумы порядка 2 000 человек. Благодаря современным препаратам смертность при этом заболевании составляет не более 10%. Однако в средние века картина была гораздо ужасающей – из каждых заболевших 100 человек в живых оставалось не более 1-2.
Новые исследования дают основания полагать, что высочайшая смертность во время эпидемии чумы в Европе, пик которой пришелся на 1347-1351 годы, была связана не только с отсутствием лекарств, но и с появлением особенно смертоносного штамма ее возбудителя – бактерии иерсинии (Yersinia pestis).
Некоторые ученые до сих пор спорят по поводу того, что именно вызвало опустошительную эпидемию – некоторые исследователи даже отрицают тот факт, что смертоносная эпидемия была вызвана бактериями Yersinia pestis, и утверждают, что причиной средневековой чумы были на самом деле вирусы, сходные с теми, которые вызывают лихорадку Эбола или сибирскую язву.
Однако группа ученых из Канады, США, Германии и Великобритании провела генетический анализ биологического материала, полученного из останков 109 человек, которые были извлечены из раскопок на месте, где, как было установлено с помощью старинных рукописей, в XIV веке хоронили умерших от Черной Смерти, как называли тогда чуму.
Уникальная работа по восстановлению структуры ДНК бактерии-возбудителя чумы позволила исследователям сделать сенсационный вывод – возбудителем страшной эпидемии была все-таки Yersinia pestis, однако штамм, значительно отличающийся от того, который выделяют у современных больных. В этом, по мнению ученых, и таится секрет высочайшей смертности и длительности эпидемии.
«Наше открытие позволит нам тщательно изучить смертельный штамм и заранее найти способ, как противостоять ему в случае повторного его появления», – рассказывает канадский профессор Хендрик Пуанар (Hendrik Poinar), соавтор исследования.