Право иметь генетически родного ребенка - естественное право человека

Право иметь генетически родного ребенка - естественное право человека

Правовые вопросы в сфере репродуктивной медицины требует особого внимания всех сторон. Либеральность отечественного законодательства не означает бесконтрольного применения ВРТ. В нормативных актах четко определены принципы применения ВРТ и их нарушение может обернуться существенными проблемами не только для пациентки и членов ее семьи, но и для будущего ребенка, донора, членов семьи доноров и членов семьи суррогатной мамы. Как избежать этого пойдет речь в нашей статье.

Что может быть более желанным, более драгоценным, чем возможность обернуться на адресованный вам оклик: «Мама! Папа!».

Никогда не забуду молодую женщину, которую только что вывезли из операционной… Будущую маму, целующую фото, выданное после проведения УЗИ, на котором было две крохотные точки только что пересаженных эмбрионов. Встретившись взглядом, мы расплакались обе - она, еще не веря до конца своему счастью, а я от осознания того, что какое великое знание и умение под силу сегодня врачам.

Имея многолетний опыт юридической работы в сфере репродуктивной медицины, буду рада, если эта и последующие публикации помогут прояснить некоторые правовые вопросы данной области.

В европейской правоприменительной практике под репродуктивными правами человека понимают право женщины и мужчины иметь генетически родного ребенка. Для женщины к репродуктивным правам дополнительно относят право самостоятельно выносить ребенка (право забеременеть и быть беременной) и право на физиологические роды.

Всемирной медицинской ассоциацией в 1987 г. было принято Положение об оплодотворении in vitro и трансплантации эмбрионов, в котором определено, что
оплодотворение in vitro и трансплантация эмбриона являются медицинским методом лечения бесплодия, доступным во многих частях мира. Согласно указанному международному документу, с этической точки зрения медицинская помощь в прокреации человека оправдана во всех случаях бесплодия, которое не поддается классическому медикаментозному или хирургическому лечению.

Таким образом, под репродуктивными технологиями понимают методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма женщины. Особое значение для медицинского права имеют две разновидности репродуктивных технологий (далее - ВРТ) - искусственное (инструментальное по Ф.В. Дахно) оплодотворения и суррогатное материнство.

Украинское законодательство в сфере репродуктивной медицины является наиболее либеральным в Европе. Так, ст. 281 ГК Украины определяется,
что совершеннолетние женщина при наличии медицинских показаний имеет право на применение программ ВРТ согласно порядку и условиям, установленным законодательством. Ст. 123 Семейного Кодекса Украины определяет происхождение ребенка в результате применения ВРТ. Детализирует положения Основ законодательства Украины о здравоохранении относительно проведения ВРТ Приказ МЗ № 771 Об утверждении Инструкции о применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

Однако следует подчеркнуть, что либеральность отечественного законодательства не означает бесконтрольного применения ВРТ. В указанных нормативных актах четко определены принципы применения ВРТ. В первую очередь следует отметить, что ВРТ применяется исключительно по медицинским показаниям, определенным в упомянутом Приказе Минздрава № 771.

Мы настоятельно рекомендовали бы не доверять юристам, обещающим «легализовать и решить» все неоднозначно прописанные в законодательстве моменты применения ВРТ. Медицинский принцип «не навреди» в данном юридическом контексте приобретает более широкий круг субъектов, ибо для юриста это не только пациент и члены его семьи, но и будущий ребенок, доноры, члены семьи доноров, члены семьи суррогатной мамы.

В соответствии с законодательством, ВРТ используются в режиме полной конфиденциальности (кроме «дружественной донации яйцеклеток», когда донор известен пациентам, так как является близким человеком).

Исключительный перечень видов ВРТ содержится в Приказе Минздрава № 771. В данной статье приведем лишь те, применение которых имеет особые юридические последствия. Среди последних: оплодотворение «ин витро» собственной или донорской яйцеклетки, инсеминация спермой мужа, инсеминация спермой донора, внутриматочная инсеминация, трансфер эмбрионов, оплодотворение «in vitro» в сочетании с суррогатным материнством.

Ст. 290 ГК Украины легализовала донорство яйцеклеток в Украине. Порядок донации ооцтив и использования донорского материала определяется все тем же Приказом Минздрава № 771. Отметим, что на практике юристы довольно часто допускают ошибки, ссылаясь в соответствующих документах на Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» в контексте донации половых клеток и трансфера эмбрионов. Такие ошибки можно найти даже в сопроводительной таможенной документации, несмотря на то, что ст. 3 приведенного выше закона прямо исключает из сферы своего действия донацию половых клеток.

Что касается европейского законодательства, то далеко не все европейские страны позволяют донорство такого биологического материала человека, как половые клетки, выдвигая соответствующие этические предостережения.

Согласно украинскому законодательству, донация ооцитов допускается двух видов. «Дружеская донация» имеет место в случае, когда донор является известным супругам и такая донация осуществляется на некоммерческой основе. Такие случаи, правда, являются единичными, однако имеют место в отечественной практике. «Коммерческая донация» имеет место в подавляющем большинстве случаев, когда донор может быть как известным, так и неизвестным супругам, в таком случае имеет место вознаграждение за подбор донора и яйцеклетку - между клиникой и донором заключается договор о донацию яйцеклеток.

Сразу отметим, что права донора яйцеклеток не регламентируются ни одним нормативным актом. Женщина подвергается определенной опасности, начиная от стадии стимуляции яичников и заканчивая сложностью контроля количества яйцеклеток, полученных клиникой от донора. Определенные механизмы юридической защиты таких пациентов можно найти, применяя аналогию закона, регламентирующего медицинское вмешательство в целом. Однако донация ооцитов имеет существенные особенности. Донором, как правило, является женщина, которая находится в материальной нужде и, вряд ли имеет возможность консультироваться с юристами.

К женщине-донору отечественным законодательством предъявляются следующие требования: донорами ооцитов могут быть знакомые лица женского пола, родственницы; анонимные добровольные доноры; пациентки программ ВРТ, которые по письменно оформленному, добровольному согласию предоставляют реципиенту часть своих ооцитов. Относительно доноров мужчин, то в соответствии с украинским законодательством, их анонимность является обязательной даже в том случае, когда пара желала бы в качестве донора иметь близкого человека. Отметим также, что с вступлением в силу Закона Украины «О защите персональных данных» такая анонимность должна распространяться и на женщин-доноров, если имеет место коммерческая донация.

В соответствии со ст. 281 Гражданского кодекса Украины
определено право на искусственное оплодотворение и перенос эмбриона в организм женщины. Основы законодательства Украины о здравоохранении в ст. 48 определяют, что по просьбе дееспособной женщины могут быть применены методы искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.

Отдельным комплексом этико-правовых проблем является суррогатное материнство.

Под суррогатным материнством понимается целый комплекс действий: искусственное (инструментальное) оплодотворения яйцеклетки с последующим помещением эмбриона в полость матки другой женщины (суррогатной матери). Суррогатное материнство является методом лечения бесплодия, при котором эмбрион, полученный от генетических родителей, переносится в полость матки другой женщины.

В соответствии с Приказом Минздрава № 771,
в случае, если взрослая женщина не имеет матки, или самостоятельное вынашивание ребенка угрожает ее жизни, может быть использован метод заместительного (суррогатного) материнства.

В украинском законодательстве основные нормы правового регулирования последствий суррогатного материнства содержатся в Семейном кодексе Украины. Ст. 123 СК Украины

предусматривает, что в случае имплантации в организм другой женщины зародыша, зачатого супругами, родителями ребенка являются супруги (мужчина и женщина).
Следует обратить внимание на то, что обязательным является генетическая связь хотя бы с одним из родителей. При суррогатном материнстве считается нелегальным использования всех донорских гамет, донорской яйцеклетки самой суррогатной матери, поскольку такой путь не является формой реализации репродуктивных прав человека: ребенка не является генетически родным супругам, беременность вынашивается другой женщиной.

При суррогатном материнстве, по украинскому законодательству, материнство оспариванию не подлежит (п. 2 ст. 139 Семейного кодекса Украины). Биологическими родителями ребенка являются супруги. Такая норма защищает потенциальных родителей от злоупотреблений и спекуляций со стороны суррогатной матери.
Добавим, что в 2011 г. аналогичная норма была заложена и в российское законодательство, которое до этого времени приоритет права на ребенка признавало за суррогатной матерью. До внесения данных изменений российская практика имела отдельные случаи финансового шантажа со стороны суррогатных матерей по отношению к биологическим родителям на момент подписания согласия записать родителями ребенка супругов. Такой опыт приводил к тому, что многочисленные супружеские пары из Российской Федерации обращались к услугам украинских репродуктивных клиник во избежание возможных осложнений.
Правила регистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденных Приказом Министерства юстиции Украины от 18 октября 2000 (далее - Правила), содержат положения, согласно которому регистрация рождения ребенка производится с одновременным определением его происхождения и присвоением фамилии, имени и отчества. При суррогатном материнстве, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, подается заверенное нотариусом письменное согласие женщины (суррогатной матери) на запись супругов родителями ребенка. При этом в графе «Для отметок» делается соответствующая запись: «Матерью ребенка согласно медицинскому свидетельству о рождении есть гражданка (фамилия, имя, отчество)».

Анализ этих законодательных положений свидетельствует об определенной коллизии: с одной - законодательной позиции (Семейного кодекса Украины) действует презумпция отцовства супруга, с другой (Правила) - наблюдается четко выраженная законодательная защита суррогатной матери и действует презумпция ее материнства. Несмотря на общетеоретические основы решения правовых коллизий: закон имеет большую юридическую силу, чем подзаконный акт, проблема все же существует.

Впервые суррогатное материнство в Украине как метод лечения был использован в 1993 г.: когда бабушка выносила своего внука, так как у ее дочери отсутствовала матка. Интересен опыт правозащитных органов в правовом регулировании суррогатного материнства. Примером этико-правовых коллизий, возникающих при суррогатном материнстве, является судебное дело Мэри Уайтхед (1987-1988 г.г.), которая отказалась отдать ребенка биологическим родителям. Решение первой судебной инстанции лишило М. Уайтхед материнства и передала родительские права биологическим родителям - Стернам. Однако решение Верховного суда штата Нью-Джерси решило дело не в пользу суррогатной матери. Возникали подобные судебные дела в Украине?

Начиная с середины 90-х годов ХХ в., когда украинские клиники репродуктивных технологий стали широко применять метод суррогатного материнства, в суды не поступало никаких материалов по поводу обжалования отцовства ребенка, выношенного суррогатной матерью.

Многолетний опыт исследования этой проблематики (и не только в Украине) дает право сделать определенные обобщения: женщина, которая решает стать суррогатной матерью, четко осознает как сам процесс, так и все его последствия, и в моральной, и в психологической, и в физической плоскостях способна его пережить без моральных и физических страданий.

Позволю себе поделиться с уважаемым читателем определенными личными разочарованиями в результате изучения статистических данных. До проведенного анализа статистических данных автор была убеждена, что значительный процент суррогатных матерей - это родственники или знакомые женщины, которые не могут самостоятельно выносить ребенка. Хотелось видеть в суррогатном материнстве (кроме денежных сумм) нравственный подвиг женщин-сестер, женщин-матерей, женщин-подруг, которые вынашивают эту последнюю надежду для той, которая утратила последнюю надежду. К сожалению, таких женщин менее одного процента от всех суррогатных беременностей! Остальные имеют исключительно коммерческую мотивацию.

Опыт юридического сопровождения суррогатного материнства в Украине является значительным, поскольку в большинстве европейских стран суррогатное материнство является запрещенным как не соответствующее моральным принципам общества. Мы придерживаемся позиции, что и украинскому обществу в свое время придется снова столкнуться с переосмыслением этой проблемы.

Когда в середине 90-х годов ХХ ст. принималось законодательство, что позволило суррогатное материнство, согласитесь: украинское общество не представляло это явление ни по его содержанию, ни по его форме. 18-летний опыт суррогатного материнства обнажил чрезвычайно болезненные моральные аспекты этого явления. Однако, если мы вернемся к содержанию репродуктивных прав, то увидим, что суррогатное материнство нередко являются единственной возможностью реализовать право иметь генетически родного ребенка.

Безусловно, такое жизненно важное решение должно должным образом обоснованно и с морально-этической и с юридической позиции.

Оксана Кашинцева, к.ю.н., адвокат, эксперт Аналитико-экспертного центра исследований в области общественного здоровья при ВОО «Фонд медицинского права и биоэтики Украины»