Известно, что больные сахарным диабетом (СД) или метаболическим синдромом имеют более высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) по сравнению с общей популяцией [1, 2].
Так, в исследовании UKPDS идентифицировано пять основных потенциально модифицируемых факторов риска развития коронарной болезни у лиц с СД 2 типа [3]:
Тем не менее, некоторые другие факторы (включая содержание триглицеридов в плазме) вносят свой вклад в повышение риска ССЗ независимо от перечисленных [4]. Таким образом, традиционные подходы, учитывающие только общепринятые факторы риска, способны недооценивать риск ССЗ у людей с диабетом, приблизительно треть из которых имеют триглицеридемию [5].
Наблюдается следующая тенденция: на фоне нарастающего количества метаболического синдрома постепенно снижается выживаемость пациентов с диабетом 2 типа в течение пяти лет с момента его диагностирования ( www.proactive-results.com [20].
Исследование PROactive было посвящено изучению эффективности пиоглитазона при вторичной профилактике макрососудистых событий у больных с СД 2 типа. PROactive представляло собой рандомизированное контролируемое плацебо испытание, в котором приняли участие пациенты с СД 2 типа, придерживающиеся диеты и/или получавшие пероральные сахароснижающие препараты (или их комбинацию), при этом прием инсулина (в соответствии с лицензией США для применения пиоглитазона) был разрешен [20]. Пациенты рандомизированно принимали пиоглитазон (форсированная титрация от 15 до 30-45 мг в зависимости от переносимости) или плацебо в дополнение к стандартной терапии. Первичной конечной точкой служило время от рандомизации до возникновения нового макрососудистого события или смерти. Всего было рандомизировано 5 238 пациентов из 19 стран. Эффекты пиоглитазона в отношении a priori установленных первичных и вторичных конечных точек представлены в таблице. Хотя результат для первичной конечной точки не был статистически значим, результат для вторичной конечной точки – смертность от всех причин, нефатальный ИМ или инсульт – имел величину р = 0,027.
Интерпретация полученных результатов противоречива, поэтому необходимы дальнейшие исследования для определения роли глитазонов в первичной и вторичной профилактике кардиоваскулярных заболеваний у пациентов с метаболическим синдромом и СД [21].
Антагонист канабиоидных рецепторов (CB1) – римонабант – представляется многообещающим в третьей фазе испытаний. Согласно существующим данным, можно предположить, что этот агент не только способствует потере веса, но и увеличивает уровень ЛПВП, уменьшает содержание триглицеридов в плазме у лиц с СД 2 типа. Римонабант будет лицензирован к применению в 2006 г. Комбинированный PPAR-α/γ активатор – мураглитазар – в небольшом рандомизированном контролируемом испытании с 24-недельным последующим наблюдением улучшал как гликемический контроль, так и диабетическую дислипидемию, однако способствовал развитию побочных эффектов – увеличению массы тела и отеков [22]. Ингибиторы протеина, транспортирующего эфиры холестерина (CETP), такие как торсетрапиб, повышали уровень ЛПВП без серьезных побочных эффектов независимо от того, использовались они сами по себе или в комбинации со статинами [23, 24]. Тем не менее, существуют опасения относительно дизайна испытаний торсетрапиба, кроме того, есть предположение, что данный препарат будет применяться только в комбинации с аторвастатином [25].
Долгосрочную эффективность в отношении уменьшения ССЗ, побочные эффекты новейших препаратов, а также их показатель эффект-стоимость предстоит установить в дальнейших исследованиях.
Необходимо рассмотреть дополнительные методы лечения, которые позволяют уменьшить содержание триглицеридов и повысить уровни ЛПВП, помимо статинов. Несмотря на отсутствие соответствующих данных рандомизированных контролируемых исследований, многие врачи назначают статины в комбинации с фибратами либо никотиновой кислотой с замедленным высвобождением для улучшения липидного профиля у пациентов с СД, которые имеют высокий абсолютный риск кардиоваскулярных событий. В настоящее время целевые уровни для холестерина ЛПВП и триглицеридов не установлены [26]. Для лечения этого типа дислипидемии в США рекомендуется применять фибрат или ниацин в качестве монотерапии либо в комбинации со статином, в Европе – комбинированное лечение статинами и никотиновой кислотой [11, 27]. Предполагалось, что рекомендации Национального института качества медицинской помощи (NICE) по липидоснижающей терапии у пациентов с диабетом должны быть пересмотрены в октябре 2005 г. Согласно действующим рекомендациям, фибраты можно использовать в комбинации со статинами только в случае, если после шести месяцев терапии статинами содержание триглицеридов в плазме превышает 2,3 ммоль/л [28].
Пациенты с метаболическим синдромом и диабетом подвержены повышенному риску кардиоваскулярных заболеваний, и риск этот повышается с увеличением числа признаков метаболического синдрома. Учитывая, что терапия статинами имеет ограниченное (хотя и клинически важное) влияние на большие кардиоваскулярные события, вспомогательные меры, включающие изменение образа жизни и специфическую терапию, направленную на коррекцию метаболического синдрома (в том числе низкие уровни холестерина ЛПВП и высокое содержание триглицеридов), следует рассматривать как уменьшающие последующий риск кардиоваскулярных заболеваний.
2006 год будет особенно интересным для специалистов, которые занимаются такой сложной и распространенной проблемой, как метаболический синдром. Появятся новые данные клинических исследований эффективности существующих препаратов, новых фармакологических средств, которые могут стать альтернативой имеющимся методам лечения метаболического синдрома.
Выражаем признательность редакции журнала
THE BRITISH JOURNAL OF DIABETES & VASCULAR DISEASE за разрешение на перевод и публикацию данной статьи.
Br J Diabetes Vasc Dis 2005; 5: 315-19
Глюренорм: опыт применения в амбулаторной практике у больных сахарным диабетом 2 типа с различными стадиями диабетической нефропатии
Проблемы в лечении метаболического синдрома и сахарного диабета 2 типа
Клинико-патогенетические аспекты современной терапии при сахарном диабете 2 типа
Новые аспекты лечения сахарного диабета 2 типа