Шизофрения и «завалы» в памяти

Функциональная магнитно-резонансная томография и другие технологии визуализации позволяют изучить особенности активности мозга людей с различными патологиями, в том числе понять специфику когнитивных процессов, характерных для лиц с диагнозом шизофрения.

Наш мозг, как правило, хорошо ориентируется в информации, которую получает и отфильтровывает лишнюю. Возможно, ухудшение когнитивных и исполнительских функций мозга при шизофрении связано с проблемами фильтрации.

«Понимание нарушения способности получать, а затем манипулировать информацией у пациентов с шизофренией может иметь фундаментальное значение для понимания не только познавательных функций, но и самого расстройства», – поясняет доктор Тил Эйк из Колумбийского университета (Teal Eich at Columbia University).

Исследователи завербовали для эксперимента пациентов с шизофренией и контрольную группу здоровых добровольцев. В дальнейшем ученые сфокусировались на анализе потенциальных различий активности мозга в медиальной префронтальной зоне (VLFK), в зоне, причастной к целому ряду высших когнитивных процессов.

Именно эта зона мозга отвечает за «рабочую память» – способность планировать будущее, осмысливать прошлое, анализировать и синтезировать данные, отбрасывать лишнее, то есть, и за «торможение» ненужных данных.

Эксперимент включал анализ самой памяти, способности избавляться от неактуальной информации и контролировать поступление нового информационного мусора – «шума».

Просто процессы познания вызвали в работе мозга обеих групп одинаковую степень активации в VLFK. Во время фазы торможения, активность VLFK, как и ожидалось, у здоровых людей слегка увеличивалась, но у пациентов, оставалась на прежнем уровне. Наконец, во время получения «шума» - заведомо ненужных данных, показатели людей с шизофренией, значительно ухудшилось по сравнению со здоровыми участниками эксперимента.

В целом, анализ деятельности медиальной префронтальной зоны у больных шизофренией, мог бы объяснить их неспособность контролировать процесс оперирования любой полученной информацией.

«Наши результаты показывают, что у пациентов есть дефицит ингибирования информации, что приводит к недостаточному пониманию что важно, а что нет», – говорит Эйк. «Этот результат объясняет, почему пострадавшие лица не в состоянии контролировать или отбрасывать определенные мысли или идеи».

Неспособность подавить активацию определенной области мозга может быть столь же разрушительна для его функций, как дефицит в активации.

Много лет назад Патриция Голдман-Ракич (Patricia Goldman-Rakic) показала, что ингибирование региональной префронтальной корковой активности зависело от гамма-аминомасляной кислоты – важнейшего тормозного нейромедиатора центральной нервной системы.

Ученые считают, что понимание того, что дефицит торможения связан с нарушениями на уровне нейромедиаторов, поможет в выработки актуальных терапевтических стратегий при шизофрении.