35-й ежегодный съезд Европейской ассоциации репродуктологов и эмбриологов ESHRE

С 23 по 26 июня 2019 года прошел 35-й ежегодный съезд Европейской ассоциации репродуктологов и эмбриологов ESHRE, который собрал 10 000 участников со всех уголков мира. Мария Малачинская,директор КНП ЛОС “Львовского областного центра репродуктивного здоровья населения” получила почестную награду за 3 место на Fertility Awards в стенах легендарного Дворца Ферстель (Австрия, Вена).

Тема проведенных исследований касалась применения мелатонина для улучшения качества яйцеклеток и проходжения овуляций у женщин, планирующих беременность как в природных циклах, так и при применении вспомогательных репродуктивных технологий.

Мелатонин – гормон фотопериодичности, вырабатываемый преимущественно ночью, синтезируется в митохондриях как локальный антиоксидант.

Важнейшую роль играет мелатонин в созревании фолликула и процессе овуляции. Доказано, что мелатонин моделирует синтез прогестерона после овуляции. Однако главное не это: овуляция – это химический, а не механический процесс. Разрыв стенки фолликула представляет собой локальную воспалительную реакцию. Для ее инициации требуется высокий уровень простагландинов и цитокинов, активная работа протеолитических ферментов. Это сопровождается усилением клеточного дыхания и повышением концентрации свободных радикалов за счет работы макрофагов и нейтрофилов.Благодаря совокупности данных реакций ооцит получает возможность выйти из фолликула.Для сохранения генетического материала ооцита и защиты от свободных радикалов, необходима слаженная работа антиоксидатной системы и наличие мелатонина.

Уровни активных форм кислорода (АФК) играют важную роль в процессах фолликулогенеза, созревания ооцитов, овуляции и инволюции желтого тела.Высокий уровень АФК может негативно влиять на цитоскелет ооцитов, снижать их качество, провоцировать хромосомные анеуплоидии и приводить к нарушению развития эмбриона как при спонтанной беременности, так и в ходе ЭКО. В пробирке риск развития оксидативного стресса больше, чем в естественных условиях. Его негативное влияние может быть усилено за счет отсутствия физиологических механизмов защиты,отсутствия природных антиоксидантов и наличия нескольких потенциальных источников АФК.

В исследовании принимали участие 78 женщин с первичным бесплодием вследствие хронических ановуляций и/или умеренного истощения овариального резерва. Возраст пациенток колебался от 27 до 38 лет. Средний показатель АМГ 1,1±0,27 нг/мл,ФСГ 7,8±2,3 мМЕ/мл.. Профессиональная деятельность пациенток так или иначе была связана с работой в ночное время (работа на хлебозаводе, сфера IT,официантки ночных заведений и т.п.)

Все пациентки были разделены на 4 группы по 19 человек: контрольная группа (n=19) принимала плацебо, остальные 3 группы принимали мелатонин за месяц до планируемого зачатия. 1 группа (n=19) принимала мелатонин и жила открытой половой жизнью под контролем фолликулометрии. 2 группа (n=19) дополнительно использовала по 75 МЕ р-ФСГ с 5 дня менструального цикла под контролем фолликулометрии. 3 группа (n=19) использовала по 200 МЕ р-ФСГ со 2-3 дня менструального цикла. В 3 группе р-ФСГ вводился на протяжении 8-10 дней. 9 пациенткам 3 группы (n=9) проводилась внутриматочная инсеминация (ВМИ) спермой мужа. 10 пациенток (n=10) были направлены на проведение ЭКО+ИКСИ. В контрольной группе спонтанная беременность наступила у 1 пациентки (5,2%), которая закончилась замиранием на сроке 6 недель. В 1 группе беременность наступила у 2 пациенток (10,5%). Во 2 группе беременность диагностировалась у 3 пациенток (15,8%), однако 1 беременность оказалась биохимической.В 3 группе после применения ВМИ беременность наступила у 1 женщины (11, 1%).После проведения ЭКО беременность наступила у 4 женщин (40%), из них одна оказалась внематочной.Интересно, что одну пациентку из подгруппы ЭКО в двух клиниках, где она консультировалась, направляли на донацию ооцитов. Однако после курса мелатонина беременность наступила после ЭКО+ИКСИ на собственных ооцитах и закончилась кесаревым сечением на сроке 38 недель.