Немецкий суд разрешил проверять эмбрионы «из пробирки» на наличие врожденных дефектов

Высший федеральный суд Германии вынес решение, которое поставило точку в долгом судебном разбирательстве, тянувшемся с 2006 года. Еще 4 года назад успешный берлинский врач-гинеколог, который в своей клинике помогал бездетным парам обрести счастье материнства и отцовства с помощью новых технологий экстракорпорального оплодотворения и последующего переноса эмбриона в матку, вдруг столкнулся с юридической казуистикой и едва не попал на скамью подсудимых. Доктор всего лишь проверял зародыши, полученные, так сказать, «в пробирке», на наличие врожденных дефектов и имплантировал женщинам лишь совершенно здоровые эмбрионы. Но прокурор посчитал, что тем самым он нарушает закон о защите эмбрионов – ведь зародыши с дефектами погибали. Суд поставил точку в этой истории.

Когда 47-летний преуспевающий врач в 2006 году впервые столкнулся с прокурорским обвинением, он не поверил свои ушам: за то, что он отбраковывал эмбрионы с явными врожденными дефектами, доктор мог не только лишиться лицензии на право заниматься врачебной практикой, но и отправиться за решетку: все дело было в законе, принятом в Германии еще в 1991 году. При определенной его трактовке врача можно было привлечь к ответственности за то, что он оставлял эмбрионы с дефектами погибать.

Несколько лет назад к врачу обратились три супружеских пары, пожелавшие произвести оплодотворение искусственным путем из страха за здоровье их будущих детей, поскольку имелись веские основания для опасений, что дети могут появиться на свет с генетическими дефектами. По согласованию со своими пациентами врач провел генетическую диагностику оплодотворенных в пробирке яйцеклеток и имплантировал женщинам только абсолютно здоровые эмбрионы. Те же, у которых он выявил генетические аномалии, врач выбросил.

Доктор сам обратился в суд с требованием прояснить ситуацию и вынести официальное решение. После четырехлетнего разбирательства Верховный суд в Лейпциге, наконец, вынес решение, объяснив, что закон 1991 года имел своей целью пресечь массовое искусственное оплодотворение женских яйцеклеток для опытов в научных целях. А вот однозначного запрета на отсев недоброкачественных человеческих эмбрионов в законе, дескать, нет. К тому же берлинский врач оплодотворил яйцеклетки в пробирке единственно для того, чтобы женщины забеременели.