Тела умерших могут стать источником стволовых клеток для спасения живых

В современной трансплантологии посмертное донорство используется гораздо чаще, чем прижизненное: из тела умершего можно изъять намного больше органов. Ученые из США обнаружили, что трупы могут также стать и источником стволовых клеток.

Открытие почти неограниченных возможностей стволовых клеток превращаться в дифференцированные клетки (то есть в клетки конкретных органов и тканей) произвело настоящую революцию в медицине.

Еще больше возможностей предоставляет открытие того, что для пересадки можно использовать не только эмбриональные стволовые клетки, но и клетки взрослого человека, полученные из костного мозга. Например, аллотрансплантация донорских мезенхимальных стволовых клеток костного мозга восстанавливает ткань миокарда, подвергшуюся рубцеванию в результате инфаркта.

Однако донорский потенциал в этом отношении ограничен – нельзя извлекать большие количества тканей живого человека без ущерба для его здоровья.

В этом отношении особый интерес представляет открытие американских исследователей из университета города Майами (University of Miami), которые обнаружили практически неиссякаемый источник стволовых клеток костного мозга.

После смерти человека начинается гибель клеток его организма: однако это процесс происходит с разной скоростью в зависимости от типа ткани.

Ученые из Майами извлекли из тел двух умерших пациентов сразу после их смерти кости фаланг пальцев, а 5 дней спустя получили из них мезенхимальные стволовые клетки, которые стали выращивать в лабораторных чашках.

Еще 5 недель спустя ученым удалось успешно превратить стволовые клетки в хрящевую ткань, клетки костной ткани и жировой.

В настоящее время эти же исследователи проводят второй этап эксперимента, во время которого планируют получить из трупных стволовых клеток нервную ткань и ткань кишечника.

«Наш метод позволяет сразу получить миллиарды стволовых клеток, пригодных для дальнейшего использования, из одного источника», – сообщает руководитель этого исследования профессор Джан Лука Д'Ипполито (Gianluca D'Ippolito).