Канадские врачи лечат кишечные инфекции с помощью «искусственного» кала

Прием антибиотиков нередко сопровождается таким тяжелым побочным эффектом как диарея, вызванная неконтролируемым размножением бактерий Clostridium difficile. Исследователи из Канады придумали необычный, но эффективный метод лечения этой болезни.

В норме микроорганизмы Clostridium difficile всегда присутствуют в небольших количествах в кишечнике человека – их размножение ограничивается полезной микрофлорой. Но когда такая микрофлора получает тяжелый удар, вызванный приемом антибиотиков число бактерий C. difficile увеличивается в тысячи и десятки тысяч раз.

Токсин, вырабатываемый этими микробами, отравляет организм и становится причиной тяжелейшей антибиотикоассоциированной диареи. Это заболевание часто поражает пациентов больничных стационаров. Лечить его с помощью лекарств очень сложно, так как C. difficile обладают высокой устойчивостью к их воздействию.

Не так давно появились сообщения об успешном излечении таких больных с помощью фекальных трансплантаций: небольшое количество кала здорового человека вводится в кишечник больного, что помогает нормализации микрофлоры и угнетению клостридий.

Но использование подобного метода связано со многими техническими трудностями, включая непреодолимое отвращение со стороны «реципиентов» чужого кала.

Ученые из университета канадского города Гельф (University of Guelph) разработали метод получения «искусственного» кала, который гораздо богаче полезными бактериями, чем его естественный предшественник.

Исследователи, которыми руководит профессор Эмма Аллен-Верко (Emma Allen-Vercoe), выращивают материал для фекальной трансплантации в лабораторных условиях, используя для этого сконструированный ими специальный «инкубатор» Robo-gut, максимально имитирующий условия толстой кишки.

Ученые используют очищенные культуры 33 видов полезных бактерий, которые предварительно получают из стула здоровых доноров.

«Применение нашего препарата значительно облегчает работу врачей: он напоминает по виду молочный коктейль и лишен ужасного специфического запаха натурального фекального трансплантата», – с гордостью рассказывает Эмма Аллен-Верко.