Западные спецслужбы ловят «научных» шпионов и контрабандистов микробов

На днях в США был разоблачен китайский ученый, работавший в одном из университетов, который пытался украсть образец экспериментального препарата для лечения рака. А в Канаде был задержан его коллега при попытке вывоза из страны бактерий бруцеллеза.

Промышленный шпионаж существует в том или ином виде уже много веков, а бурное развитие науки, начавшееся в минувшем столетии, привело к появлению его особой разновидности – «научного» шпионажа.

В медицинском колледже штата Висконсин был разоблачен некий Хуа Цзюнь Чжао (Hua Jun Zhao), проживавший ранее в Китае, которого пригласил местный ученый профессор Маршалл Андерсон (Marshall Anderson) для работы над созданием принципиально нового противоопухолевого препарата, носящего техническое название C-25.

Из кабинета профессора Маршалла пропали ампулы с этим лекарством от рака. Скрытые замеры видеонаблюдения зафиксировали, как Хуа Цзюнь Чжао в выходной день входил в кабинет шефа и выходил из него.

Делом немедленно занялось ФБР, которое обнаружило в домашнем компьютере китайского «шпиона» множество конфиденциальных документов о разработке C-25, но главное – заявление, написанное на китайском языке и адресованное руководству одного китайского научного фонда.

Хуа Цзюнь Чжао сообщал, что он создал невероятно эффективное лекарство для лечения многих форм рака, просил устроить его на работу в один из университетов КНР и финансировать дальнейшие исследования по С-25. Хуже всего то, что злоумышленник успел отправить ампулы с бесценным препаратом экспресс-почтой своей жене, оставшейся в Китае.

В случае признания Хуа Цзюнь Чжао виновным ему грозит тюремное заключение сроком на 15 лет и денежный штраф в сумме 500 000 долларов США.

Приблизительно в то самое время, когда агенты ФБР обыскивали дом незадачливого «охотника за научными секретами» Хуа Цзюнь Чжао, их канадские коллеги арестовали двух местных ученых, один из которых Вэй Лин Юй (Wei Ling Yu) тоже по происхождению китаец.

Вэй Лин Юй и его коллега Клаус Нейлсон (Klaus Neilson) пытались контрабандой вывезти из страны 17 небольших контейнеров с бактериями бруцеллами, возбудителями бруцеллеза, болезни домашних животных, которая очень опасна и для людей.

Вскоре после окончания второй мировой войны некоторые страны проводили опыты с возбудителями бруцеллеза с целью создания бактериологического оружия.