Проблема дефицита магния в организме: методы фармакологической коррекции

Проблема дефицита магния в организме: методы фармакологической коррекции

В последние годы все большее значение в патогенезе и развитии клинических симптомов самых различных патологий придается недостаточности и/или дисбалансу макро- и микроэлементов.  Одним из основных макроэлементов в организме человека является

С.Г. Бурчинский, Институт геронтологии АМН Украины, г. Киев

В последние годы все большее значение в патогенезе и развитии клинических симптомов самых различных патологий придается недостаточности и/или дисбалансу макро- и микроэлементов. 
Одним из основных макроэлементов в организме человека является магний.

Роль магния в жизнедеятельности организма
По удельному весу в химическом составе организма человека магний занимает четвертое место после натрия, калия и кальция, его общее содержание достигает 25 г, причем практически весь магний является внутриклеточным катионом. Магний служит обязательным кофактором для более трехсот ферментов, регулирующих различные функции организма [6, 10, 12].
Магний играет ведущую роль в энергетическом, пластическом и электролитном обмене, выступает в качестве регулятора клеточного роста, необходим на всех этапах синтеза белковых молекул. В частности, от наличия достаточного количества магния в организме зависят нормальное функционирование рибосом и связывание с ними информационной РНК – ключевого механизма биосинтеза белка. Кроме того, магний принимает участие в обмене фосфора, синтезе АТФ, регуляции гликолиза, построении костной ткани и т.д.
Особо важна роль магния в процессах мембранного транспорта, где он является естественным антагонистом кальция. Магний способствует торможению сократительной активности гладкой и поперечной мускулатуры за счет расслабления отдельных клеток (миоцитов) путем блокады кальцийзависимого взаимодействия сократительных белков [6, 9, 12].
Наконец, важнейшая роль магния состоит в том, что он служит естественным антистрессовым фактором, тормозит развитие процессов возбуждения в центральной нервной системе и снижает чувствительность организма к внешним воздействиям.
Суточная потребность в магнии составляет 350-400 мг для мужчин и 280-300 мг для женщин. Во время беременности и лактации потребность в магнии повышается на 20-30% (до 340-355 мг) [16].
По мнению некоторых исследователей, у 25-30% населения США наблюдается недостаточное поступление магния с пищей [11]. В значительной степени это связано с современными технологиями обработки пищевых продуктов и применением минеральных удобрений при выращивании овощей, приводящих к дефициту магния в почве и соответственно в растительных продуктах. Кроме того, причиной магниевой недостаточности могут быть избыток кальция в пище, алкоголизм, применение диуретиков, нарушения питания, всасывания в тонком кишечнике (инфекционно-воспалительные заболевания: энтерит, гастроэнтерит), эндокринная патология (сахарный диабет, гиперсекреция альдостерона и гормонов щитовидной железы), хронический стресс, спортивные нагрузки, а также беременность и лактация [9, 11].
Даже из перечня причин магниевого дефицита можно сделать вывод о его распространенности. В настоящее время доказана роль недостаточности магния в развитии разнообразных форм патологии: сердечно-сосудистой (артериальная гипертензия, аритмии, ишемическая болезнь сердца), эндокринной (сахарный диабет), психоневрологической (депрессии, головокружение, мигрень, расстройства памяти, судорожный синдром) [5, 15]. 

Дефицит магния при беременности
Особое значение дефицит магния приобретает в акушерско-гинекологической практике. Гипомагниемия при беременности обусловлена как уже упоминавшейся потребностью в этом элементе, необходимом для обеспечения полноценного роста и развития плода, так и повышенным выделением магния почками. Существенную роль могут играть стрессовые ситуации, рвота в ранние сроки беременности, заболевания желудочно-кишечного тракта и другие осложнения [7, 16].
Особенно актуальна данная проблема в третьем триместре беременности. Наиболее низкие значения концентрации магния в крови беременных женщин выявляются при поздних гестозах, в частности при эклампсии [2, 4]. Важным фактором, усугубляющим гипомагниемию и соответственно клиническое течение патологических состояний, патогенетически тесно связанных с дефицитом магния в организме, является наличие в анамнезе гипертонической болезни [7].
Не менее значима роль дефицита магния в невынашивании беременности [3]. В этих условиях происходит патологическая активация кальцийзависимых контрактильных реакций в миометрии и возрастает угроза прерывания беременности, особенно во втором-третьем триместрах. Кроме того, гипомагниемия способствует развитию повышенной возбудимости ЦНС, что провоцирует центральные механизмы спастической реакции матки. 
При сопутствующей гипертонической болезни нарушается кровоснабжение плаценты и фетоплацентарного комплекса, повышается содержание в крови вазоконстрикторных факторов (ренин, ангиотензин II, простагландины F, серотонин), что усугубляет риск невынашивания беременности [2, 7].
Следует помнить, что магний является физиологическим регулятором продукции альдостерона. Недостаточность магния ведет к увеличению секреции альдостерона, задержке жидкости в организме и развитию отеков. При гипомагниемии возникает относительная гиперэстрогения, приводящая к гиперпродукции печенью ангиотензина, в свою очередь повышающего уровень альдостерона в крови и артериального давления [16]. Возникающий «порочный круг» служит еще одним патогенетическим механизмом возникновения осложнений беременности, в первую очередь у женщин с гипертонической болезнью. 

Применение комплексных препаратов, содержащих магний
Экзогенная коррекция дефицита магния с целью лечения и профилактики целого ряда патологических состояний исключительно необходима в клинической практике. Основное место при этом отводится применению магнийсодержащих препаратов.
При создании препаратов для перорального применения особое внимание было обращено на сочетание магния с витамином В6.
Витамин В6 (пиридоксин) играет важнейшую роль в основных процессах метаболизма – обмене аминокислот, синтезе нейромедиаторов и многих ферментов, обладает нейро-, кардио- и гепатотропным, а также гемопоэтическим действием. Установлено, что пиридоксин способствует повышению всасывания магния в кишечнике, улучшает его транспорт в клетки и процессы внутриклеточного накопления, потенцирует фармакологические эффекты магния. В свою очередь, магний способствует активации витамина В6 в печени. Таким образом, сочетание магния и витамина В6 дополняет их физиологические эффекты в организме и снижает риск развития дефицита магния. Все вышесказанное и послужило основой для разработки и клинического применения комбинированных пероральных лекарственных средств, содержащих магний и витамин В6.
Сфера применения подобных препаратов необычайно широка. Комбинации магния и витамина В6 успешно используются в лечении сердечно-сосудистых заболеваний (артериальной гипертензии, застойной сердечной недостаточности, аритмии, при состояниях после перенесенного инфаркта миокарда, стенокардии), остеопороза, сахарного диабета, предменструального синдрома, а также с профилактической целью при хроническом физическом и умственном переутомлении, стрессе, головной боли, расстройствах сна, при интенсивных физических нагрузках у спортсменов и т.д.
Особое место занимают комбинированные препараты, содержащие магний и витамин В6, в акушерской практике. Продемонстрирована высокая эффективность этих препаратов, прежде всего в лечении невынашивания беременности во втором и третьем триместрах [1, 3], причем как в случае угрозы прерывания, так и в начале самопроизвольного аборта при условии целостности плодного пузыря. Терапию начинают с острого токолиза путем внутривенного введения сульфата магния, внутримышечное его введение с успехом может быть заменено на пероральный прием указанной комбинации [3]. В последующем при благоприятном эффекте целесообразен переход на пероральную терапию на протяжении 2-3 недель.
Эффективность лечения пероральными препаратами, содержащими магний и витамин В6, достаточно высока. Более чем у 85% женщин происходит дальнейшее развитие беременности, причем даже при наличии отягощенного акушерского анамнеза, в частности при истмико-цервикальной недостаточности [3].
Следует отметить высокий уровень безопасности данных лекарственных средств. Из побочных эффектов отмечали только проявления диареи и умеренную гипотензивную реакцию. При угрозе невынашивания у женщин с артериальной гипертензией гипотензивное действие может играть и терапевтическую роль, таким образом препарат оказывает комплексный патогенетический эффект.
Комбинированные препараты, содержащие магний и витамин В6, оказались весьма эффективны не только в лечении, но и в профилактике невынашивания беременности, поздних гестозов, в частности эклампсии.
При длительном профилактическом приеме (начиная с 14-16-й недели беременности вплоть до родов) действие комбинированных препаратов, очевидно, связано не только со спазмолитическими свойствами, но и с благоприятным влиянием на психоэмоциональное состояние женщины, ослабляя негативные последствия различных стрессовых воздействий, а также нормализуя гормональный баланс, прежде всего, устраняя прогестероновую недостаточность [1, 7, 13, 16].
В связи с повышенным риском развития поздних гестозов у беременных с гипертонической болезнью вполне оправдано максимально раннее включение данных препаратов в схемы лечения и профилактики эклампсии. Дополнительным положительным фактором является их благоприятное влияние на фетоплацентарный комплекс, а также на эмоциональные реакции плода [2].
Таким образом, целесообразность применения комбинированных лекарственных средств, содержащих магний и витамин В6, в акушерской практике определяется следующим:
- необходимостью нормализации содержания магния в организме в условиях повышенной потребности в нем и уменьшения риска развития его дефицита;
- профилактикой невынашивания беременности и эффективной терапией угрозы ее прерывания;
- профилактикой развития поздних гестозов за счет нормализации психоэмоционального состояния, гемодинамики и гормонального баланса;
- высоким уровнем безопасности. 

Новый препарат МАГВИТ В6
До недавнего времени комбинированные препараты, содержащие магний и витамин В6, были представлены на фармацевтическом рынке Украины только препаратом Магне-В6.
МАГВИТ В6 представляет собой принципиально новую лекарственную форму магний- и витаминсодержащих препаратов – кишечнорастворимые таблетки, в состав которых входят 470 мг магния лактата дигидрата (эквивалентного 48 мг Mg2+) и 5 мг пиридоксина (витамина В6).
Всасывание магния происходит в тонком кишечнике, поэтому важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность применения магнийсодержащих препаратов, является целевой транспорт ионов магния к месту абсорбции, что гарантирует максимальную защиту активного ингредиента в пищеварительном тракте и оптимальное использование принятой дозы [14].
Наличие кишечнорастворимой формы таблеток МАГВИТ В6 позволяет обеспечить транспорт и выделение активных ингредиентов в тонком кишечнике. 
В ходе сравнительного исследования in vitro установлено, что, в отличие от таблеток Магне-В6, в щелочной среде, соответствующей кишечному соку, происходит практически полное высвобождение магния и пиридоксина из кишечнорастворимых таблеток МАГВИТ В6. В то же время значительная часть магния и пиридоксина, входящих в состав Магне-В6, высвобождается в кислой среде, соответствующей содержимому желудка [14]. Таким образом, исходя из базовых фармакокинетических характеристик, целевой транспорт активных ингредиентов к месту всасывания и оптимизация процесса абсорбции достигаются только при применении препарата МАГВИТ В6. В результате другого сравнительного исследования (in vitro и in vivo) фармакокинетики Магне-В6 и МАГВИТ В6 установлены следующие факты.
1. Более полное всасывание магния из желудочно-кишечного тракта в кровь при приеме МАГВИТа В6, чем Магне-В6.
2. Высокая степень биодоступности у препарата МАГВИТ В6 (более чем в 2 раза по сравнению с Магне-В6).
3. Длительное и равномерное достижение максимальных концентраций в плазме при приеме МАГВИТа В6 (Tmax = 5 часов для МАГВИТа В6 против 3 часов для Магне-В6, рис.) [8].
Благодаря большей длительности действия препарата МАГВИТ В6 число таблеток для лечения, например при угрозе прерывания беременности (3-6 в сутки), вдвое меньше Магне-В6 (6-8 таблеток в сутки), что существенно повышает комплайенс лечения, способствует достижению лучших результатов. Данный фактор представляется особенно важным при длительном профилактическом приеме препаратов магния в течение беременности.
Кроме того, значительно большая экономическая доступность препарата МАГВИТ В6 по сравнению с Магне-В6, так как при одинаковом количестве таблеток в упаковке (50 штук) за счет вдвое меньшего необходимого количества таблеток МАГВИТ В6 значительно удешевляется стоимость лечения.
Упомянутые преимущества позволяют характеризовать препарат МАГВИТ В6 как новый этап в развитии комбинированных магний- и витамин В6-содержащих лекарственных средств. Реальная выгода клинического применения данного препарата – основа для широкого использования препарата МАГВИТ В6 как в акушерской практике, так и в медицине в целом.

Литература
1. Владимиров О.А., Тофан Н.І., Мелліна І.М., Хомінська З.Б. Магнієвий дефіцит та його корекція препаратом Магне-В6 у вагітних з обтяженим акушерським анамнезом // Педіатрія, акушерство та гінекологія. – 2000. – № 6. – С. 123-126.
2. Галич С.Р., Шпак И.В., Щурко М.И. Целесообразность базового применения препарата «Магне-В6» в схемах профилатики преэклампсии // Здоровье женщины. – 2004. – № 1. – С. 53-57.
3. Коханевич Є.В., Дудка С.В., Суханова А.А., Толстих К.І. Клінічний досвід застосування Магне-В6 в лікуванні невиношування вагітності // Педіатрія, акушерство та гінекологія. – 2003. – № 4. – С. 106-108.
4. Кошелева Н.Г. Обмен магния при применении его препаратов для лечения легких форм гестоза и других осложнений беременности // Акушерство и гинекология. – 1998. – № 5. – С. 48-51.
5. Мартынов А.И., Остроумова О.Д., Мамаев В.И. и др. Роль магния в патогенезе и лечении артериальной гипертонии // Тер. архив. – 1999. – № 12. – С. 67-69.
6. Межевитинова Е.А., Прилепская В.Н., Назарова Н.М. Роль магния в развитии предменструального синдрома // Гинекология. – 2003. – № 2. – С. 23-33.
7. Мелліна І.М., Павловська Т.Л., Владимиров О.А., Тофан Н.І. Досвід використання Магне-В6 в акушерській практиці // Педіатрія, акушерство та гінекологія. – 2002. – № 2. – С. 119-123.
8. Отчет о сравнительном исследовании фармакокинетики препаратов Магвит В6, таблетки, покрытые оболочкой, кишечнорастворимые (производитель «GlaxoSmithKline») и Магне-В6, таблетки, покрытые оболочкой (производитель «Sanofi Winthrop Industrie») – Государственный научный центр лекарственных средств (ГНЦЛС). – Харьков, 2004. – GlaxoSmithKline. – Data in file.
9. Чекман И.С., Горчакова Н.А., Николай С.Л. Магний в медицине. – Кишинев, 1992. – 101 с.
10. Altura B.M. Basic biochemistry and physiology of magnesium: a brief review // Magnesium & Trace Elements. – 1991. – v.10. – P. 167-171.
11. Dipalma J.R. Magnesium replacement therapy // Amer. Pharm. Pract. – 1990. – v.11. – P. 173-176.
12. Ebel H., Gunther T. Magnesium metabolism: a review // J. Clin. Chem. & Clin. Biochem. – 1998. – v.18. – P. 257-270.
13. Kovacs L., Molnar B.C. Magnesiumsubstitution in der Schwangerschaft // Geburtsh. Frauenhetir. – 1998. – N. 48. – S. 595-600.
14. Masiakowski J. Сравнение высвобождения активных веществ из двух препаратов магния, произведенное в фармакопейных условиях для исследования процессов в пищеварительном тракте // Therapia i Leki. – 2001. – N. 5. – P. 36-39.
15. Saris N.E.L., Mervaala E., Karppanen H. et al. Magnesium. An update on physiological, clinical and analytical aspects // Clin. Chim. Acta. – 2000. – v.249. – P. 1-26.
16. Spatling L., Disch G., Classen H.D. Magnesium in pregnant women and the newborn // Magnesium Res. – 1989. – v.2. – P. 271-280.

Пользователей также интересует