Миф о «ядовитых укусах» драконов развенчан

На протяжении многих лет зоологи были уверены, что гигантские ящерицы-вараны с острова Комодо, укусив жертву, заражают рану огромным количеством бактерий, вызывающих сепсис и смерть животного. Неожиданно выяснилось, что это всего лишь миф.

Статья, опубликованная в последнем номере ветеринарного журнала Journal of Zoo and Wildlife Medicine, без сомнения, вызовет у одних ученых-зоологов краску стыда на лице, а у других – желание спорить до хрипоты о «ядовитых укусах» драконов с острова Комодо, входящем в состав Индонезии.

Многочисленные научно-популярные фильмы, неоднократно показанные по разным естественнонаучным телевизионным каналам, объясняли, что в пасти этих ящериц, достигающих 3 м в длину и весящих свыше 70 кг, размножаются и обитают во множестве опасные микробы, которые после укуса жертвы попадают в рану и быстро вызывают нагноение и заражение крови.

Жертва, обычно крупное млекопитающее, погибает, после чего вараны устремляются на запах падали и устраивают чудовищный пир.

А австралийский профессор, автор статьи в Journal of Zoo and Wildlife Medicine сообщает, что на самом деле жертвы после тяжелого болезненного укуса устремляются к водоемам – инстинкт гонит водяных буйволов, любимую «пищу» гигантских варанов, в воду.

Там боль утихает, однако, из-за почти полного отсутствия рек на острове Комодо, животные, как правило, забредают в очень грязную воду стоячих водоемов, которая кишмя кишит микробами.

Именно бактерии из стоячей воды и вызывают заражение крови и гибель жертв укусов варанов, а не мифические «колонии микроорганизмов» в пасти ящериц.

Как указывает профессор Брайан Фрай (Bryan Fry) из университета австралийского штата Квинсленд (University of Queensland), на самом деле вараны острова Комодо после каждой трапезы на протяжении 15 минут тщательно облизывают губы своим длинным языком, а потом старательно чистят морду о заросли травы.

«Число бактерий в пасти варанов столь незначительно, что они никогда не смогли бы вызвать общий сепсис у такого гигантского животного как водяной буйвол», – рассказывает профессор Фрай.