Наиболее частый патологический процесс в организме – это воспаление. Воспаление лежит в основе самых разнообразных заболеваний, и мы привыкли считать его проблемой, с которой следует бороться.
Действительно, проявления воспалительной реакции – боль, гиперемия, отек, нарушение функции органов или тканей – заставляют пациента испытывать неудобства и неприятные ощущения, являются своеобразным «криком о помощи». В то же время мы часто забываем, что острое воспаление – это, прежде всего, универсальная защитная реакция тканей на какое-либо повреждение. Мы хорошо помним это из курса физиологии, однако в практической медицине стремление поскорее помочь пациенту избавиться от страданий заслоняет собой этот важный тезис.
Острое воспаление действительно представляет собой один из главных механизмов, защищающих человека. Именно поэтому необходимо рассматривать острое воспаление с точки зрения его роли в сохранении здоровья человека.
На первый взгляд такой подход – к здоровью через воспаление – кажется непривычным. Однако именно острое воспаление является одним из важнейших защитных барьеров и при повреждении тканей, и при развитии в них патологии. Первой такой защитной реакцией является усиленная экскреция слизистых оболочек в ответ на попадание чужеродного агента (реакция «выделить и смыть»). Если же она не приводит к искомому результату, подключается более мощный защитный механизм – острое воспаление (реакция «сжечь и удалить»). Именно эти реакции способны окончательно избавить организм от чужеродного агента, травмы, то есть вернуть его в состояние здоровья. Если же это не удается, то организм прибегает к реакциям, направленным не столько на устранение патологии, сколько на ее отграничение (хроническое воспаление, фиброз), то есть «смиряется» с постоянно персистирующим в организме патологическим процессом, и достаточно пассивно защищается от нее. В дальнейшем могут развиваться аутоагрессивные и дегенеративные процессы, их злокачественная трансформация, гибель организма.
Современная фармакотерапия предоставляет нам возможность быстро и эффективно подавить острое воспаление, уменьшить отек, устранить боль. Вместе с тем угнетение острой воспалительной реакции устраняет ее защитную роль и не избавляет организм от имеющегося патогена или последствий травмы, а напротив, может приводить к запуску других, более опасных патологических процессов – хронического воспаления, дегенерации, дисплазии. Все это – проявления реакции тканей на повреждение – отображает нисходящее движение по «ступенькам» от здоровья к смерти организма. При этом острое воспаление находится вверху этой «лестницы» и непосредственно граничит с состоянием здоровья, предоставляя возможность вернуться к здоровью без значительных последствий для организма.
Таким образом, острое воспаление может привести и к выздоровлению, и к хронизации патологического процесса, и нам необходимо не бороться с воспалением как таковым, а управлять, им для того чтобы оно как можно чаще заканчивалось выздоровлением и как можно реже – хронизацией процесса. Следует помнить: позволив организму встать на ступеньку ниже от острого воспаления, мы отрезаем «путь наверх», к выздоровлению. Поэтому врач в своей практике все чаще сталкивается с хроническим воспалением, чем с острым; ведь хроническое воспаление остается с пациентом на всю жизнь, способствуя в том числе дегенерации тканей в ряде случаев их злокачественному перерождению.
Учитывая, что в остром воспалении заложен потенциал нормальной оздоровительной реакции организма, мы должны сделать из этого вполне определенные практические выводы. Способствуя как можно более эффективному протеканию реакции острого воспаления, выполнению ее биологических функций и ее успешному завершению, можно дать пациенту возможность оставаться в состоянии здоровья, не допустить развития необратимых патологических процессов в его организме. К сожалению, в большинство тех лекарственных средств, с которыми традиционно работает врач при лечении острого воспаления, заложена не оптимизация нормального течения воспалительной реакции, а лишь ее скорейшее угнетение. Именно поэтому врачи сегодня все активнее обращаются к антигомотоксическим препаратам. В идеологию их создания заложено понимание роли острого воспаления в организме. Они нацелены не на борьбу с ним, а на его контроль и регуляцию для оптимального сбалансирования и завершения с последующим выздоровлением организма.
Для содействия успешному завершению острого воспаления необходимо помнить:
Следует подробно остановиться на каждом из этих положений.
Межклеточное пространство составляет до четверти нашей массы, и именно оно становится «полем битвы» между повреждающим фактором и организмом. Когда-то межклеточный матрикс воспринимался учеными и клиницистами как достаточно пассивная среда, выполняющая преимущественно опорную функцию. Но за последние тридцать лет функции межклеточного вещества были существенно уточнены с помощью новых, современных методов исследования, которые позволили обнаружить высокую активность происходящих там процессов. Именно через матрикс происходит проникновение, распределение, контроль разнообразных трофических и управляющих взаимодействий. Поэтому состояние матрикса очень важно для их нормального протекания и для завершения острого воспаления.
Чрезвычайно большое значение имеет и сбалансированность про- и противовоспалительных механизмов. Хотелось бы напомнить, что в такой сложной саморегулирующей биологической системе, как человеческий организм, характер течения того или иного процесса определяет целая совокупность способствующих и противодействующих механизмов (в случае с воспалением – про- и противовоспалительных). В норме острое воспаление развивается в связи с активацией провоспалительных факторов, вместе с тем включаются и противовоспалительные влияния, которые стремятся восстановить регуляторный баланс. Их влияния друг на друга, реализация по принципу обратных связей и взаимного контроля позволяют достичь оптимального баланса в течении естественных реакций. Однако, если по каким-либо причинам происходит какой-то сбой и начинают доминировать про- или противовоспалительные механизмы, воспаление становится неуправляемым. Дисбаланс в любую сторону наносит вред организму.
Избыточная активация провоспалительных факторов и/или недостаточная реакция противовоспалительных обусловливают гиперергический характер воспаления, гиперреактивность, возможно развитие аутоиммунных процессов. При преобладании противовоспалительных факторов имеет место гипореактивность, иммуносупрессия, затяжное течение воспаления, развитие спаечных процессов, персистенция патогенов, переход воспаления в хроническое.
Таким образом, острое воспаление не зря образно сравнивается с огнем, сжигающим патогенный фактор; при слишком активных провоспалительных влияниях возможен опасный для организма пожар, при их недостаточной активности и преобладании противовоспалительных факторов огонь лишь тлеет, не выполняя своей функции. В последнем случае пациент зачастую даже не может получить адекватную помощь, так как явных, ярких признаков патологии у него нет, а беспокоит неопределенное недомогание, периодические покалывания, ноющие ощущения и т. д., на которые обычно ни врачи, ни пациенты не обращают особого внимания. Между тем это чаще всего ни что иное, как незавершенное воспаление. То есть воспаление, по той или иной причине не выполнившее свою биологическую функцию, в результате продолжает оказывать на организм разрушительное действие.
Следует отметить еще одну закономерность: острое воспаление имеет определенную этапность и продолжительность, оно не развивается мгновенно и не устраняется с исчезновением беспокоящих симптомов. Обычно полное завершение воспаления происходит в течение 1-3 месяцев. Оно заканчивается только с восстановлением нормальной структуры ткани. Это общеизвестно из курса нормальной и патологической физиологии. Однако в клинической практике острое воспаление обычно считается разрешенной проблемой уже после исчезновения его явных клинических и лабораторных признаков (чаще всего – к 7-9-м суткам). Тем не менее, даже на этапе обратного развития воспаления, когда организм постепенно возвращается к нормальным структуре и функциям ткани, возможны какие-нибудь сбои и соответствующие проблемы, в то время как ни пациент, ни врач с воспалением их уже не связывают.
Таким образом, современная стратегия терапии острого воспаления должна предполагать не только подавление симптомов, но прежде всего – оптимизацию течения воспаления и обеспечение его полного завершения. При разработке схемы лечения необходимо более полно реализовать патогенетический, а не симптоматический подход. При умеренной клинике и нормальной реактивности организма врач должен содействовать протеканию и завершению воспаления. При выраженной клинике воспаления, гипер- и ареактивных состояниях и других осложнениях, помимо стандартной терапии этих осложнений, необходимо также учитывать необходимость контроля течения воспалительной реакции.
Антигомотоксическая терапия дает возможность влиять на все эти процессы: и контролировать оптимальное состояние матрикса, и способствовать сбалансированной системе регуляции воспаления. Такой антигомотоксический препарат, как Лимфомиозот, способствует функциональной полноценности матрикса и лимфатической системы, а это необходимо как для того чтобы очистить «поле» для оптимального взаимодействия про- и противовоспалительных факторов, так и для лучшей работы других лекарственных средств, призванных контролировать и облегчать течение воспаления. Лимфомиозот – препарат, не имеющий аналогов; и хотя он не решает всех проблем наших больных, его действие уникально – оно направлено на поддержание нормальной структуры межклеточного вещества, его своевременное очищение, «вымывание» различных веществ с помощью лимфатического дренажа. Благодаря этому матрикс становится более проницаем как к эндогенным веществам, так и к вводимым извне лекарственным средствам. При стандартной терапии Лимфомиозот обеспечивает клиницисту более высокую локальную концентрацию аллопатических препаратов, их достаточную эффективность без повышения доз, сокращение сроков применения препаратов, минимизацию их побочных эффектов и тем самым – повышение эффективности терапии в целом. Таким образом, Лимфомиозот не только не противоречит аллопатической терапии, но и оптимизирует выполнение ее стандартов.
Как уже было сказано, важнейшим условием нормального течения воспаления является сбалансированная работа про- и противовоспалительных механизмов. Но поскольку в силу различных причин часто происходят какие-то поломки этого патогенетического звена, необходимо быть готовым к этому и иметь в своем арсенале средства для предупреждения и коррекции этих нарушений. Прежде всего, очень важно предупредить чрезмерную интенсивность провоспалительных механизмов и развитие аутоиммунного хронического воспаления. С этой целью врачу предлагается такой антигомотоксический препарат, как Траумель С – препарат, чрезвычайно популярный в более чем 60 странах мира. Он создан на основе компонентов растительного и минерального происхождения, которые в совокупности позволяют воздействовать на все составляющие воспаления, уменьшая как внешние его проявления (боль, отек, гипертермию), предупреждая развитие нагноения, так и способствуя восстановлению структуры тканей. При этом действие Траумеля С активно на всех этапах воспаления: от реакции сосудов и экссудации до регенерации тканей. То есть препарат показан не только для купирования острых проявлений воспаления, но востребован вплоть до восстановления нормальной ткани, эффективно контролируя течение воспаления на всех его этапах и способствуя его завершению.
При недостаточной интенсивности иммунного ответа необходимо предупредить развитие вялотекущего воспаления, формирования спаечных процессов и хронизации воспаления. Для этого предназначен такой препарат, как Эхинацея композитум С.
Различные компоненты препарата не только оказывают дезинтоксикационное, противовоспалительное, иммуномодулирующее действие, но и способствуют устранению иммуносупрессии и гипореактивности, которые препятствуют завершению острого воспаления.
Суммируя вышесказанное, следует отметить, что при остром воспалении среди базовых препаратов должны быть Лимфомиозот и Траумель С, которые обеспечивают нормальное состояние матрикса и оптимальный баланс про- и противовоспалительных процессов. При наличии признаков иммуносупрессии или склонности пациента к гипореактивности необходимо подключить также препарат Эхинацея композитум С, который будет дополнительно контролировать реактивность пациента. На этой основе удается более полноценно реализовать этиопатогенетический принцип терапии острого воспаления. Кроме того, в зависимости от локализации воспаления можно применять различные органотропные антигомотоксические препараты – Эуфорбиум композитум С, Грипп-Хеель, Ангин-Хеель С при воспалениях ЛОР-органов, Бронхалис-Хеель при патологии нижних дыхательных путей, Гинекохеель, Метро-Аднекс-Инъель при воспалениях женских половых органов.
Антигомотоксические препараты при всех своих достоинствах не отменяют необходимость в стандартной терапии, если таковая показана. Однако стратегия терапии, предполагающая комплексное применение средств, позволяющих контролировать (оптимизировать) развитие острого воспаления, дает возможность сделать лечение более эффективным и безопасным, избежать необоснованного применения антибиотиков, противовоспалительных и других препаратов, минимизировать их побочные эффекты. Благодаря этому лечение способствует полному завершению воспаления и реализации его роли в сохранении здоровья человека. Таким образом, антигомотоксическая терапия позволяет сопровождать и модифицировать существующие стандарты лечения, дополняя действие аллопатических препаратов и преодолевая их недостатки.
Адекватное течение и полное завершение воспаления с восстановлением нормальных структуры и функций тканей делает возможным как можно дольше оставаться на верхней ступени той лестницы, которая начинается со здоровья и заканчивается смертью. К сожалению, мы пока не в силах обеспечить выздоровление для пациента, страдающего хронической патологией, дегенерацией, злокачественным перерождением тканей; в лучшем случае мы можем лишь обеспечить более благоприятное течение заболевания, замедлить скорость его прогрессирования или обеспечить выживание человека за счет инвалидизирующих вмешательств. Поэтому важно как можно больше уделять внимания своевременному и правильному лечению острого воспаления, которое мы можем и должны корригировать, и обеспечивать выздоровление у абсолютного большинства пациентов.
Парадигма современной академической медицины предполагает воздействие на тонкие механизмы, этиопатогенетические факторы. Антигомотоксические препараты способны дополнить и усовершенствовать принятые стандарты аллопатической фармакотерапии, внедрить в повседневную клиническую практику принцип оптимального контроля и бережной коррекции естественных защитных процессов. В наибольшей мере это касается острого воспаления, которое имеет непосредственное отношение к сохранению здоровья.
Подготовила Ирина Старенькая по материалам, предоставленным фирмой «Каскад-Медикал», представляющей в Украине всемирно известную компанию Нееl («Хеель»).