Восстановление циркадных ритмов – новый терапевтический подход в лечении депрессии
Научная сессия XV Европейского конгресса психиатров (Мадрид, 2007)

Восстановление циркадных ритмов – новый терапевтический подход в лечении депрессии<br>Научная сессия XV Европейского конгресса психиатров (Мадрид, 2007)

Научная общественность и ассоциации больных давно осознали необходимость разработки нового подхода к лечению депрессии. Несмотря на использование селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) и ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина (ИОЗСН), внедрение которых стало существенным прогрессом в этой области, депрессия продолжает оставаться одной из главных причин инвалидности и суицида, а также оказывает большое социальное и экономическое давление.

Гай М. Гудвин, Христиан Джильмино, Ангел Л. Монтейо

Новые антидепрессанты должны не только обладать высокой эффективностью, но и хорошо переноситься больными, обеспечивая стойкую ремиссию. На научной сессии «Восстановление циркадных ритмов при депрессии – новый терапевтический подход» обсуждался новый подход к лечению депрессии первым мелатонинергическим антидепрессантом Мелитором.

Эффективность лечения депрессивных cостояний мелатонинергическим антидепрессантом Мелитором

Гай М. Гудвин, отделение психиатрии Варнефордского госпиталя, Оксфордский университет, Великобритания

Мелитор – новый антидепрессант с уникальными фармакологическими свойствами, как выраженный агонист мелатониновых MT1- и MT2-рецепторов он также является антагонистом 5-НТ-рецепторов. Высокая эффективность Мелитора в терапии глубокой клинической депрессии была продемонстрирована в трех плацебо контролируемых исследованиях, включая исследование по подбору дозы, в котором в качестве препарата сравнения был использован пароксетин.

Метаанализ трех исследований показал достоверные различия между Мелитором и плацебо по данным основных методов анализа эффективности – шкалы Гамильтона для исследования депрессии (HAMD), где были получены значения D = 2,86 ± 0,56 балла (P < 0,001), и шкалы общего клинического впечатления о тяжести депрессии (CGI): D = 0,47 ± 0,10 балла (P < 0,001). Достоверные отличия между Мелитором и плацебо были отмечены уже со второй недели терапии (рис. 1).

Кроме того, эффективность Мелитора при тяжелой депрессии была подтверждена метаанализом подгруппы больных, у которых общий бал по HAMD до лечения составлял 25 баллов и более. Анализ объединенных данных показал, что различия между Мелитором и плацебо возрастают с увеличением тяжести депрессии (рис. 2).

Также для оценки антидепрессивной эффективности Мелитора было проведено два исследования с прямым сравнением Мелитора и венлафаксина. Мелитор показал высокую эффективность в сравнении с венлафаксином как через 6, так и через 12 недель терапии, при этом число пациентов, достигших ремиссии, в группе Мелитора было больше (рис. 3).

Необходимо отметить, что при лечении Мелитором не было зарегистрировано побочных реакций, характерных для СИОЗС – желудочно-кишечных нарушений, увеличения массы тела, серотонинергического синдрома и бессонницы.

Кроме того, при прекращении лечения Мелитором не возникало симптомов «отмены», которые были выражены, к примеру, при прекращении терапии пароксетином. Следовательно, данные многих клинических исследований свидетельствуют о том, что Мелитор является важным альтернативным препаратом для лечения депрессии даже у тяжелых больных, сочетая высокую антидепрессивную эффективность и отсутствие выраженных побочных эффектов.

Как внутренние часы влияют на эмоциональные расстройства

Христиан Джильмино, Стенфордский центр расстройств сна, США

У всех живых существ циркадные ритмы соответствуют периоду около 24 часов. Смена дня и ночи определяет ритмические изменения поведения, физиологических и психических функций, например интенсивности обменных процессов, температуры тела, секреции гормонов, цикла сон-бодрствование. Все циркадные ритмы подчиняются и регулируются биологическими часами, которые у млекопитающих находятся в супрахиазматическом ядре (СХЯ) переднего гипоталамуса (рис. 4).

Нарушения циркадных ритмов характерны различным аффективным расстройствам, особенно для глубокой клинической депрессии. Эти нарушения могут стать основным компонентом патогенеза депрессии, а также определять ответ больного на проводимую терапию.

У больных депрессией отмечаются нарушения настроения, температуры тела, нейроэндокринной секреции и, как наиболее важные и инвалидизирующие, – нарушения сна, которые отмечаются у 90% пациентов. Изменения сна в основном связаны с его плохим качеством и уменьшением продолжительности, что приводит к нарушению активности в течение дня. По данным полисомнографии, у больных депрессией отмечается прерывистый сон, увеличение периода засыпания и длительности бодрствования ночью, пробуждение в ранние утренние часы, уменьшение длительности медленно-волнового сна и доминирование фазы сна с быстрыми движениями глаз (REM-сон). Большинство антидепрессантов оказывает влияние на структуру сна: СИОЗС, ИОЗСН и некоторые трициклические антидепрессанты (кломипрамин) вызывают возбуждающее действие, тогда как другие, такие как миртазапин или тразодон, часто вызывают седативный эффект и сонливость в дневные часы.

Вот почему важной клинической задачей при лечении большой депрессии является использование антидепрессантов, которые улучшают как настроение, так и качество сна, не вызывая при этом сонливости в дневные часы.

Нерешенные проблемы нарушений сна при депрессии

  • Антидепрессанты не всегда улучшают сон
  • Улучшение сна (субъективное и объективное) часто отмечается только после 3-4 недель лечения
  • Улучшение сна в короткие сроки после начала лечения является важной клинической задачей
  • Улучшение сна в короткие сроки после начала лечения способствует повышению желания больных продолжать лечение

Влияние Мелитора на сон и сексуальную функцию

Ангел Л. Монтейо, отделение психиатрии университетского госпиталя Саламанки, Испания

На результаты лечения депрессии длительным приемом антидепрессантов могут повлиять возникающие при этом побочные эффекты, которые снижают качество жизни и желание больных продолжать лечение.

Мелитор благодаря своим уникальным фармакологическим свойствам агониста мелатонинергических рецепторов и антагониста 5-НТ-рецепторов при лечении глубокой клинической депрессии улучшает сон и не подавляет сексуальную функцию. По данным одного из исследований, прием 25 мг Мелитора увеличивал длительность медленно-волнового сна и нормализовал его периоды в течение ночи (Р < 0,05), не влияя при этом на фазу сна с быстрыми движениями глаз (REM-сон). В другом исследовании был показан сопоставимый антидепрессивный эффект при приеме 25-50 мг Мелитора или 75-150 мг венлафаксина. В то же время, по данным опросника, уже после первой недели лечения Мелитором существенно сокращался период засыпания (Р < 0,007) и повышалось качество сна (Р < 0,015). Это улучшение сохранялось на протяжении всего 6-недельного периода исследования и сопровождалось улучшением активности больных в дневные часы (рис. 5).

Сравнение состояния сексуальной функции у больных депрессией при терапии Мелитором или венлафаксином в течение 12 недель показало более благотворное влияние на сексуальную функцию Мелитора (50 мг/сут) по сравнению с венлафаксином (150 мг/сут). При этом выраженность антидепрессивного эффекта данных препаратов существенно не различалась (рис. 6).

Таким образом, Мелитор улучшает нарушенный сон и не оказывает отрицательного влияния на сексуальную функцию. Мелитор – это инновационный антидепрессант, который позволяет не только эффективно уменьшить выраженность симптомов депрессии, но и повысить качество жизни больных депрессией.

Материалы предоставлены компанией ООО «Сервье Украина».