«Статусная» посуда в домах богатых жителей средневековья грозила отравлением

В наши дни высокий уровень доходов означает возможность обеспечить себе хорошее здоровье – но в средние века дело обстояло несколько по-другому… Дорогая посуда из глины, покрытой глазурью, нередко становилась причиной отравлений тяжелыми металлами.

Как установили ученые, богатство в средние века часто вело к медленному отравлению свинцом, который входил в состав глазури для дорогой и престижной посуды.

В средние века позволить себе красивую посуду из глины, покрытой глянцевой глазурью с росписью, могли только очень зажиточные люди – однако «статусные» миски и кувшины часто становились причиной медленных отравлений, сопровождавшихся мучительными симптомами.

Под воздействием еды даже со слабой кислотностью свинец переходил в продукты питания, а потом в организмы потребителей такой еды.

К такому выводу пришли ученые из университета Южной Дании (University of Southern Denmark), которые провели тщательный анализ костей 207 скелетов. Все останки были найдены в ходе археологических раскопок на территории средневековых кладбищ в Дании и северной части Германии.

Часть скелетов принадлежала городским жителям – именно в их костях было обнаружено наибольшее количество свинца, поскольку в те годы уровень жизни горожан в большинстве случаев был значительно выше, чем у сельских жителей. Глиняная посуда, покрытая глазурью, была в домах крестьян средневековой Европы большой редкостью.

Так, например повышенные уровни этого тяжелого металла были обнаружены в костях всех 25 скелетов из захоронения возле датского города Хорсенс (Horsens) home page.

Кроме этого, дома зажиточных людей в городах часто покрывали черепицей, также содержавшей свинец – а в те годы люди охотно использовали для питья дождевую и талую воду, которая в таких случаях оказывалась насыщенной опасным металлом.

Ученые также часто обнаруживали в костях из средневековых захоронений ртуть.

Этот металл широко использовался в средние века для лечения самых разных болезней – от сифилиса до проказы, однако представления о допустимых дозах ртути в лекарствах были у врачей того времени весьма приблизительными.