Гены: подарок от матери, бремя от отца

Будет ли тот или иной ген способствовать блестящему здоровью его носителя или, наоборот, станет причиной наследственной предрасположенности к определенным заболеваниям? Это, как утверждают ученые, зависит от того, кто из родителей передал вам этот ген.

Как известно, люди наследуют по две копии каждого гена – одну от матери и одну от отца. Далее происходит хорошо изученный процесс, называемый импринтингом, в ходе которого определяется, какой из этих двух генов будет активным. Группа исследователей из исландской компании Decode Genetics Inc обнаружила мутации в пяти генах, влияющих на вероятность развития тех или иных заболеваний, которые проявляются только в том случае, если они унаследованы от определенного родителя. Например, один из этих генов защищает от заболевания диабетом, если он унаследован от матери, но повышает предрасположенность к нему у тех, кому он достался от отца. Действие других трех генов, влияющих на вероятность заболеть диабетом, также зависит от этого фактора, но не в такой степени, пишут исследователи в своей работе, опубликованной в журнале Nature.

«Нам удалось сделать такое открытие за счет того, что мы владеем уникальной технологией, которая позволяет определить, какие гены были унаследованы от отца, а какие – от матери», - сказал Кери Стефанссон (Kari Stefansson), главный исполнительный директор компании Decode. В ходе этой работы исследователи изучили гены 38167 жителей Исландии. Их генофонд не слишком изменился со времен прибытия на эту землю викингов более тысячи лет назад. Ученые также обнаружили ген, который, будучи унаследованным от отца, способствует возникновению рака груди, при этом у тех, кто унаследовал его от матери, такой предрасположенности не наблюдалось. Ген, отвечающий за возникновение диабета второго типа, повышал риск развития этого заболевания на 30% у тех, кто унаследовал его от отца, а у тех, кому он достался от матери, риск, наоборот, снижался на 10%.

В ноябре этого года, после того, как программа разработки лекарственных средств Decode оказалась в состоянии застоя, а продажа ДНК-тестов для выявления различных заболеваний не принесла ожидаемой прибыли, компания объявила о банкротстве. Однако теперь Кери Стефанссон считает, что компании удалось создать уникальный продукт, базирующийся на собственных разработках компании, который будет успешно продаваться.