Слава Україні!

Медикаментозное лечение повышенной кислотности желудка грозит бактериальной диареей

Термин «антигистаминные препараты» хорошо известен людям, страдающим аллергией. Но среди этого класса лекарственных средств есть группа веществ, с помощью которых лечат совсем другие заболевания. Некоторым больным прием таких лекарств грозит диареей.

Противоаллергические антигистаминные препараты, которые имеются во многих домашних аптечках, относятся к блокаторам рецепторов гистамина Н-1.

Однако кроме них существуют и блокаторы рецепторов гистамина Н-2, которые используются для снижения выделения желудочного сока и соответственно снижения кислотности среды желудка.

Американские исследователи утверждают, что прием подобных антигистаминных препаратов для снижения кислотности желудка может приводить к ранее неизвестному побочному эффекту: развитию бактериальной диареи, вызванной микроорганизмами Clostridium difficile.

Ранее развитие тяжелых диарей, вызванных этими бактериями, которые в норме обитают в кишечнике большинства людей в небольших количествах, обычно связывали с приемом антибиотиков, подавлением полезной микрофлоры и бурным размножением на этом фоне С. difficile (так называемые «антибиотикоассоциированные диареи»).

Однако, как сообщают сотрудники одного из крупнейших лечебных и научных центров США клиники Майо (Mayo Clinic), они обнаружили существование связи между приемом препаратов, блокаторов рецепторов гистамина Н-2 и повышенным риском развития таких диарей.

Авторы пришли к такому выводу после изучения 33 научных работ, посвященных как антибиотикоассоциированным диареям, так и побочным эффектам приема антигистаминных препаратов, с участием нескольких десятков тысяч больных.

«Хотя достоверно известно, что высокая кислотность никак не влияет на споры Clostridium difficile, однако, по всей вероятности, кислая среда желудка губительно действует на вегетативные формы этих бактерий. Снижение кислотности под влиянием антигистаминных препаратов позволяет бактериям почти беспрепятственно размножаться и вызывать диарею», – рассуждает руководитель этого исследования профессор Ларри Бэддур (Larry Baddour).