Клинико-фармацевтические аспекты применения фитопрепарата Умкалор

Клинико-фармацевтические аспекты применения фитопрепарата Умкалор

Мировая фармацевтическая промышленность развивается стремительными темпами. Огромная номенклатура синтетических лекарственных препаратов ежегодно пополняется новыми наименованиями. Следует отметить еще одну тенденцию современности — расширение

В. П. Черных, д. ф. н., д. х. н., профессор, член-корреспондент НАН Украины, ректор Национальный фармацевтический университет;
В. А. Георгиянц, к. ф. н., доцент, заведующая научно-методической лабораторией по вопросам фармацевтического образования;
И. А. Зупанец, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой клинической фармации; НФУ, г. Харьков

Умкалор Мировая фармацевтическая промышленность развивается стремительными темпами. Огромная номенклатура синтетических лекарственных препаратов ежегодно пополняется новыми наименованиями. Следует отметить еще одну тенденцию современности — расширение ассортимента растительных и комплексных гомеопатических лекарственных средств. Это вполне оправданно, если учесть значительное количество побочных эффектов и непрофильное действие синтетических препаратов.

Одним из препаратов, вызывающих пристальное внимание клиницистов, является растительный антибактериальный препарат с иммуномодулирующим эффектом Умкалор. Показаниями к применению препарата Умкалор являются острые и хронические инфекционно-воспалительные заболевания верхних дыхательных путей: бронхит, трахеит, фарингит, катаральная ангина, хронический тонзиллит, синуситы и другие. Все эти заболевания имеют бактериальную и/или вирусную этиологию, вследствие чего терапия должна быть направлена, в первую очередь, на подавление соответствующей патогенной флоры. Учитывая разнообразие микроорганизмов, способных вызывать названные заболевания, а в последнее время все чаще это — вирусы, хламидии и микоплазмы, врачи предпочитают назначать антибиотики широкого спектра действия. Однако наряду с бесспорной эффективностью такой терапии не следует забывать о многочисленных осложнениях, возникающих даже при рациональном применении антибиотиков. С особой осторожностью следует применять препараты последних поколений в лечении инфекционно-воспалительных заболеваний у детей, в связи с возможностью развития антибиотикорезистентности. Указанные факторы наряду с широкой распространенностью инфекционных заболеваний дыхательных путей, уха, горла и носа являются предпосылками практического применения, особенно в педиатрической практике, растительного антибиотика Умкалор.

В разных странах проводились клинические исследования препарата при острых и хронических инфекциях. Умкалор (в Западной Европе — «Умкалоабо») изучался немецкими учеными в рамках мультицентрового исследования, в котором приняли участие 166 больных в возрасте 1-19 лет с острыми и хроническими инфекциями дыхательных путей (42,2 %), бронхитом (21,7 %), катаральной ангиной (32,5 %), гриппом (26 %), очаговой интоксикацией вследствие гранулемы корня зуба (1,2 %). В результате лечения наблюдалось достоверное снижение выраженности или исчезновение таких симптомов, как кашель (исчезновение — в 50 % случаев, выраженное улучшение — в 43,5 %) и температура (у 84,8 % и 8,7 % соответственно). Согласно заключительной оценке эффективность и переносимость изучаемого препарата была признана очень хорошей или хорошей в 90 % случаев.

Из 742 детей (158 клиник Западной Европы), больных острым бронхитом, после лечения препаратом Умкалор у 90,2 % наступила полная ремиссия или редукция симптоматики при хорошей или очень хорошей (94,9 %) переносимости. В Украине у 30 детей (1-14 лет) с таким же диагнозом в результате приема препарата Умкалор удалось достичь полного исчезновения всех симптомов заболевания до 7-го дня лечения, на основе чего он был рекомендован к широкому применению в педиатрической практике.

В России в исследование были включены 30 детей в возрасте 6-10 лет с диагнозом катаральная ангина. В ходе этого испытания было установлено, что лечение Умкалором уже через несколько дней уменьшает выраженность типичных проявлений ангины, что подтверждает не только антимикробное, но и противовоспалительное действие препарата. В конце испытания переносимость препарата была признана очень хорошей в 70 % и хорошей более чем в 20 % случаев. Мультицентровое клиническое испытание препарата в России проводилось у 125 больных (2-14 лет) с катаральной (67,2 %), лакунарной (25,6 %) и фолликулярной (7,2 %) ангиной. В результате лечения удалось достичь снижения выраженности наиболее частых симптомов, в 2/3 случаев — их полного исчезновения. В целом частота случаев успешного лечения, оцененная по динамике симптоматики, составила почти 90 %. Сочетание высокой антибактериальной активности и иммуномодулирующих свойств позволяет проводить эффективное лечение с помощью монотерапии фитоантибиотиком Умкалор.

В Украине мультицентровое клиническое испытание препарата проводилось у 270 детей с ангиной и острым бронхитом. У детей с острым бронхитом и ангиной полное выздоровление наступило на 5-7-й день лечения, с обострением хронического бронхита — на 12-14-й день. Тщательное обследование и опрос не выявили случаев отрицательного влияния препарата на желудочно-кишечный тракт и развитие симптомов дисбактериоза.

Как видно из приведенных данных клинических испытаний, растительный препарат Умкалор является эффективным антимикробным средством в лечении неосложненных форм острых и хронических инфекционно-воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей и ЛОР-органов. В пользу применения этого препарата свидетельствует наличие иммуномодулирующего и противовоспалительного эффекта.

Фитоантибиотик Умкалор представляет собой водно-спиртовой экстракт корней растения Pelargonium sidoides семейства гераниевых.

Основными действующими веществами пеларгонии являются фенольные соединения: кумарины, флавоноиды и фенолокислоты.

Кумарины — группа биологически активных соединений, в основе которых лежит кольцо 9,10-бензо-a-пирона.

Достаточно хорошо изучены пути метаболизма кумарина в организме. Основными являются реакции гидроксилирования, 3,4-эпоксидирования, глюкуронирования и раскрытия пиронового кольца. Метаболизм кумарина и его структурных аналогов зависит от функционирования монооксигеназной системы печени и липофильности молекулы и осуществляется при непосредственном участии системы цитохром Р450. В крови определены основные метаболиты кумарина — 7-гидроксикумарин, 8-гидроксикумарин, О-гидроксифенилацетальдегид, О-гидроксифенилуксусная кислота.

Кумарины в экстракте из корней Pelargonium sidoides представлены довольно широко. В основном это гидроксилированные и/или метоксикумарины, строение которых было установлено химическими и спектральными методами. Кроме того, были обнаружены О-гликозиды умкалина и небольшое количество его производных.

Наличие большого количества гидроксильных групп значительно усиливает гидрофильность представленных кумаринов, вследствие чего они хорошо экстрагируются полярными растворителями. Учитывая, что данный вид пеларгонии произрастает в Юго-Восточной Африке, можно предположить, что содержание гидроксилированных кумаринов объясняется усиленным метаболизмом кумарина в растениях под действием ферментов, активируемых в условиях жаркого климата.

Ранее проведены фармакологические исследования выделенных кумаринов — скополетина, умкалина, 5,6,7-триметоксикумарина, 6,8-дигидрокси-5,7-диметоксикумарина. Антимикробная активность изучалась на 8 микроорганизмах — грамположительных (Staphylococcus aureus, Streptococcus pneumoniae, b-гемолитический Streptococcus 1451) и грамотрицательных (Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Proteus mirabilis, Pseudomonas aeruginosa, Haemophilus influenzae). Все исследованные кумарины проявили антибактериальную активность в дозах 0,2-1 мг/мл. Кроме того, фармакологические исследования перечисленных кумаринов показали их иммуномодулирующие свойства, реализующиеся путем активации фагоцитарной активности макрофагов, экспрессии CD11b-адгезии молекул на поверхности нейтрофилов, синтеза интерлейкинов, синтеза интерферона-g и TNFa.

Флавоноиды — представляют собой группу биологически активных веществ фенольного характера. В основе структуры лежит флаван, представляющий собой конденсированную систему бензола и пирана с ароматическим заместителем в пирановом кольце.

Изучение биологической активности наиболее широко представленных в природе флавоноидов показало, что для них характерно противоаллергическое, противовоспалительное, противовирусное и антиоксидантное действие. В основе их антиоксидантной активности лежит способность к хелатообразованию с солями железа и высокая способность к переносу электронов, что химически объясняется присутствием большого количества гидроксильных групп в молекуле. Просматривается аналогия в механизме антиоксидантного действия флавоноидов с таковым витаминов С и Е. Противовоспалительное действие обусловлено способностью тормозить образование медиаторов воспаления — простагландинов и лейкотриенов. Они также принимают участие в активизации ряда типов клеток, в том числе базофилов, нейтрофилов, эозинофилов, Т- и В-лимфоцитов, макрофагов, гепатоцитов и др.

В Pelargonium sidoides группа флавоноидов представлена в основном истинными флавоноидами: флаванолами (катехин, афцелехин, галлокатехин), флавонолами (кверцетин, кемпферол). Эти флавоноиды, особенно катехин, кверцетин и кемпферол, широко применяются в растительном сырье и хорошо изучены.

Метаболизм кверцетина в гепатоцитах происходит по пути образования 3-О-метилированного продукта — изорамнетина с помощью метилтрансферазы. Кроме того, известны и другие метаболиты кверцетина — кемпферол и тамариксетин. В плазме в качестве основных метаболитов обнаружены глюкурониды и сульфаты кверцетина и изорамнетина. Все указанные метаболиты обладают фармакологической активностью. Изучена фармакокинетика кверцетина при пероральном и внутривенном применении.

Основные метаболиты кверцетина и кемпферола — их глюкурониды. Второй путь метаболизма кемпферола заключается в гидроксилировании с последующим образованием кверцетина. Таким образом, в живом организме фармакологическое действие кемпферола и кверцетина является аналогичным, благодаря их взаимопревращениям. Путями метаболизма катехина в организме человека являются глюкуронирование, сульфирование и 3-О-метилирование (аналогично кверцетину).

Исследовано антимикробное действие кверцетина на Bacillus cereus и Salmonella enteritidis. Установлено, что наибольший антимикробный эффект наблюдается при использовании кверцетина с другими флавоноидами. Учеными изучалась способность 38 различных флавоноидов воздействовать на антибиотикорезистентные микроорганизмы. В результате было обнаружено четыре флавоноида, в числе которых кверцетин и кемпферол, которые проявили достоверную активность против метициллинустойчивых штаммов Staphylococcus aureus.

Кверцетин обладает способностью защищать мембрану эритроцитов от вредного воздействия канцерогенных смол, образующихся в процессе курения. Это свойство напрямую связано с антиоксидантным воздействием, которое сопоставимо с таковым токоферола. Из всех флавоноидов наиболее выражен антиоксидантный эффект у флавонолов со свободной гидроксильной группой в третьем положении, в то время как антирадикальная активность характерна для соединений с гидроксигруппой в четвертом положении фенильного радикала.

Фенолокислоты в экстракте Pelargonium sidoides представлены галловой кислотой и ее метиловым эфиром. Установлено, что галловая кислота способна препятствовать образованию аденокарциномы. Считают, что своими антиоксидантными свойствами черный и, особенно, зеленый чай обязаны присутствию больших количеств галловой кислоты и ее эфиров. Это подтверждено исследованиями, в которых сравнивались способности связывать свободные радикалы 18 различных соединений из групп флавоноидов и фенолов. Наиболее активными оказались галловая кислота и ее эфир, высокую эффективность продемонстрировал также сложный эфир галловой кислоты и катехина.

При изучении биологически активных соединений из Pelargonium sidoides O. Kayser и H. Kolodziej (1997) установили, что галловая кислота и ее метиловый эфир наряду с кумаринами активны против 8 микроорганизмов, а по иммуномодулирующим свойствам превосходят все остальные компоненты. Так же как и умкалин, галловая кислота способна индуцировать выработку оксида азота для макрофагов. Дальнейшее изучение химических ингредиентов экстракта пеларгонии показало, что галловая кислота потенцирует выработку интерферона клетками, вследствие чего неинфицированные клетки оказываются защищенными от вируса. Еще один механизм действия галлатов — активация иммунокомпетентных клеток.

Можно отметить, что в химический состав экстракта пеларгонии входят и другие органические кислоты, такие как кофейная, умкалиновая и хлорогеновая, являющиеся производными коричной кислоты.

Мы видим, что химический состав Pelargonium sidoides довольно однороден. Присутствие одновременно нескольких классов фенольных соединений — кумаринов, флавоноидов и фенолокислот — способствует потенцированию фармакологических эффектов каждой группы в отдельности. Кроме того, можно наблюдать расширение спектра антимикробного действия за счет присутствия антибактериальных соединений разной направленности действия. Особенно ценными являются бактериостатическое действие флавоноидов в отношении антибиотикорезистентных бактерий и противовирусный эффект. С учетом химической структуры действующих веществ (фенольные соединения) можно предположить, что в механизме противомикробного действия лежат окислительно-восстановительные реакции, в результате которых снижается активность ферментов соответствующих микроорганизмов.

Таким образом, можно говорить о том, что в основе действия нового препарата растительного происхождения Умкалор лежит фармакологический эффект комплекса биологически активных веществ, выделенных из уникальной разновидности пеларгонии.