Женщины более тяжело переживают стресс – виноват особый гормон

Ученые утверждают, что женщины переживают любой стресс, как минимум, в 2 раза тяжелее, чем мужчины. Причины кроются не в слабой воле или общей «хрупкости» нервной системы, а в особом гормональном фоне женщины, точнее, в более высокой ее по сравнению с мужчиной чувствительности к гормонам стресса. «Толстокожесть» мужчин в повседневной жизни и их мужество и хладнокровие в противостоянии опасности связаны с адаптационными особенностями организмов «сильного пола» – мужчины вырабатывают невосприимчивость к гормонам страха, в то время как у женщин начинается цепная реакция…

Не будем обвинять женщин в слабости, нервозности и в том, что в минуты, когда требуется предельное хладнокровие, у них «глаза на мокром месте» – во всем виноват гормон со сложным названием кортикотропин-рилизинг фактор (CRF) и слишком высокая восприимчивость мозга женщин к его воздействию.

Результаты исследования, которое проводили ученые из детской клиники города Филадельфия (Children's Hospital of Philadelphia) очень важны для понимания природы стресса у женщин, так как повторяющиеся стрессовые ситуации гораздо чаще вызывают у них опасные для здоровья последствия: тяжелые депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство и другие.

Исследователи под руководством профессора Риты Валентино (Rita Valentino) проводили опыты с крысами, однако результаты экспериментов вполне применимы и к людям, поскольку механизм воздействия CRF одинаков для всех млекопитающих. Животных обоего пола помещали в центр емкости, заполненной водой, что заставляло их плыть изо всех сил к спасительному краю ванны. При этом, как установили ученые, нейроны мозга самок реагировали на выделение CRF гораздо сильнее мозга самцов. Было также отмечено, что при повторных «заплывах» самцы быстрее адаптировались к стрессовой ситуации, а самки каждый раз переживали необходимость добираться вплавь к краю ванночки одинаково сильно.

«Мы считаем, что полученные результаты могут оказаться полезными, прежде всего, фармакологам, которые разрабатывают новые лекарства – антагонисты CRF для лечения депрессии. Возможно, им следует принимать во внимание и половые различия на молекулярном уровне», – считает Рита Валентино.